На вторичном рынке самолетов бизнес-авиации время покупателя, но оно близится к завершению.
Если необходимость вприобретении частного самолета уже осознана, афинансовые возможности небезграничны, самое время присмотреться ковторичному рынку бизнес-джетов. Поданным JetNet Evolution, крупнейшей онлайн-площадки попродажам самолетов частной авиации, вавгусте 2017 года напродажу было выставлено 2302 борта, что составляет10,7% глобального парка бизнес-джетов. Принято считать, что рынок покупателя начинается, когда объем предложений составляет 10% ивыше.
Эксперты, брокеры ианалитики водин голос говорят, что сейчас отличное время для покупки бизнес-джета навторичном рынке. Правда, сприобретением стоит поторопиться: цены стабилизировались, предложение сокращается.
«Еще держится ситуация, при которой рынок диктуется условиями покупателей,— рассказывает Роман Малюшкин, директор попродажам брокерской компании LIS Trading Group (входит вГК Aim ofEmperor).— Сегодня представлено огромное количество моделей бизнес-джетов сшироким диапазономцен. Для примера: рыночная цена дальнемагистрального Global Express XRS выпуска 2010 года составляет $20–21 млн при стоимости нового $50млн. Последние транзакции поданному типу судна показали, что покупатели выигрывали еще до10% отэтой стоимости при быстрой сделке». Цена восьмиместного Challenger300, лидера продаж, начинается навторичном рынке от$5,1млн. Маленький семиместный самолет Cessna Citation CJ1 вообще можно купить засумму от$1,3млн. Однако, как отмечает Роман Малюшкин, такая ситуация неможет длиться вечно.
Огрядущем завершении периода больших распродаж говорят специалисты авиационного брокера ArcosJet. Поданным компании, загод количество бизнес-джетов впродаже упало более чем на2%, асреди тяжелых самолетов— на5,7%. Цены посамым популярным моделям стабилизировались. «С одной стороны, вкои-то веки продавцы могут перевестидух: самолет, который поконкурентной обстановке иданным специализированных справочников должен стоить $20млн, вполне возможно продать близко кэтой цифре, ане сдисконтом в25–30%, как это было совсем недавно,— говорит Иван Веретенников, директор попродажам компании ArcosJet.— Сдругой стороны, запервое полугодие 2016-го было 1706 сделок, ав этом году ихпока лишь 1640».
Эксперты сходятся вомнении, что вторичный рынок приходит кравновесию. Нормализуются темпы амортизации, цены формируются пропорционально характеристикам исостоянию воздушных судов. Помнению Ивана Веретенникова, особую роль играют программы техобслуживания двигателей, которые могут стать решающим фактором почти влюбой сделке. Отсутствие таких программ может повлечь засобой справедливую скидку в$2–3млн, аесли речь идет осамолетах ценой $5–7млн, таких как Embraer Legacy600, тоэто примерно половина начальной суммы.
Самыми ходовыми моделями бизнес-джетов навторичном рынке среди российских покупателей считаются бразильский Legacy650, канадский Challendger 300 иамериканский Gulfstream G200, атакже дальнемагистральные Global Express XRS иего конкурент Gulfstream550. Такие данные приводят вкомпании LIS Trading Group.
Понятно, что для продавцов многолетний «рынок покупателя» обернулся невыгодными сделками. Привыкнув кпостоянному падению рынка, многие покупатели стали играть наопережение. «Сегодня ваш самолет стоит $15млн, азавтра будет стоить $10млн. Так давайте явам сейчас дам эти $10 млн— ипо рукам». Как поясняют вArcosJet, такой подход всвое время был нелишен объективности. Предлагать сегодня половину отадекватной стоимости воздушного судна инадеяться науспех уже нестоит помногим причинам. Во-первых, цены действительно достигли некоего психологическогодна, ниже которого владельцы просто неопустятсяи, скорее, оставят себе актив, чем станут продавать. Во-вторых, снизилось количество самолетов, которые залюбые деньги продавали банки-кредиторы исами банкротящиеся компании, что взначительной степени определяло цены.И, наконец, спрос повысился. Если предложение адекватно рынку— покупатель найдется.
Ивсеже пока ожидания собственников частных самолетов порыночной стоимости ихактива остаются завышенными. Как рассказывают вArcosJet, логика примерно следующая: «Я купил самолет пять лет назад за$50 млн— значит, сейчас яготов продать его за$40 млн». Зачастую никакие консультанты, брокеры ианалитики рынка немогут убедить собственника вывести машину нарынок за$30млн.
Ипокупателям, ипродавцам бизнес-джетов еще предстоит скорректировать свои ожидания сучетом новых реалий вторичного рынка: продавцам придется умерить аппетиты, апокупателям — неожидать распродаж попринципу «купи один— второй вподарок». Однако вотличие от2007 года, когда трехлетний джет стоил дороже нового, потому что его можно было получить «здесь исейчас», цены действительно стали более адекватными, адальнейшую ихдинамику стало проще предсказать.